Карнизные блоки из стеклофибробетона. Применение в гражданском строительстве
13.05.2025
Карнизные блоки на основе стеклофибробетона – изделия, востребованные при строительстве различных инфраструктурных объектов, мостов, путепроводов. Их применение позволяет сократить сроки работы без вреда для качества, добиться прочности объекта, адаптировать его к механическим, атмосферным нагрузкам.
Стандартный вариант эксплуатации элементов – размещение на пролетах мостов, путепроводов. Такая схема предполагает, что блоки превращаются в несъемную опалубку. Обилие конфигураций позволяет подобрать решения, на 100% соответствующие конкретной ситуации. При отсутствии типовых моделей, возможен выпуск деталей в индивидуальном порядке, на базе специальных чертежей.
Понятие
Стеклофибробетон – современный композит, при изготовлении которого используется высокомарочный цемент, наполнитель, функцию которого, в большинстве случаев, выполняет песок, армирующий компонент – стекловолокно, устойчивое к воздействию щелочи.
Качество блоков определяется строгостью соблюдения производственной технологии, грамотностью подбора компонентов. Наиболее значимые рекомендации выглядят следующим образом:
- Марка цемента. Рекомендация – М500 или более высокая. В данном случае прочность окажется достаточной для эксплуатации на объектах транспортной инфраструктуры и других нагруженных конструкциях.
- Пропорция между водой и сухим веществом. Практика показывает, что оптимальная комбинация – 17 литров воды на 100 килограммов смеси. Отклонения от указанных рекомендаций увеличивают опасность формирования структурных трещин, негативно сказывающихся на прочности.
- Качество песка. Специалисты советуют использовать очищенный песок. Недопустимо присутствие включений гипса, глины. Они снижают прочностные показатели.
- Технология обработки стекловолокна. Чтобы исключить разрушение добавки при длительном нахождении в среде с выраженными окислительными свойствами, она обрабатывается диоксидом циркония. Содержание данного компонента, доведенное до 15-процентного уровня, увеличивает срок службы.
- Объем стекловолокна в смеси. Оптимальный показатель – от 3 до 5 процентов. Отклонения в обе стороны приводят к хрупкости, недостатку несущей способности.
- Длина волокон. Оптимум – 20-40 миллиметров. Соответствие указанному параметру гарантирует, что добавка будет повышать прочностные параметры, способствовать равномерному распределению ударной нагрузки.
Для повышения качества готовых изделий важно использовать вспомогательные модифицирующие добавки. Они сводят к минимуму опасность появления трещин в процессе усадки, повышают прочность, увеличивают срок службы изделий.
Преимущества
Популярность карнизных блоков из стеклофибробетона объясняется их эксплуатационными характеристиками, значительными превосходящими аналоги. В большинстве случаев, они недоступны даже железобетонным деталям, при армировании которых использованы прутки, сетки на основе стали. Основные достоинства технологичных элементов выглядят следующим образом:
- Легкость. В сравнении с полнотелыми аналогами, масса изделий меньше на 70 и более процентов. Стекловолокно дает выраженный армирующий эффект, при этом весит значительно меньше металла. Это снижает нагрузку на несущие элементы моста, путепровода или другой конструкции, уменьшает интенсивность износа и опасность обрушения, позволяет сэкономить на фундаменте без вреда для прочности. Небольшая масса также упрощает монтаж, позволяет исключить потребность в специализированной тяжелой технике.
- Прочность. Благодаря характеристикам стекловолокна, его равномерному распределению по объему изделия, удается пятикратно повысить прочность на изгиб, десятикратно – ударную, в сравнении с элементами из обычного бетона.
- Морозостойкость. Стандартный показатель – F50, но для фибробетона характерно значение не ниже F150, вплоть до F300. Это значит, что деталь без разрушения выдержит до 300 циклов полной заморозки и оттаивания. Ее эксплуатация возможна в регионах вне зависимости от климатических условий, длительности холодного времени года, выраженности морозов.
- Химическая инертность. В отличие от металлической арматуры, стеклянная фибра без проблем выдерживает продолжительное нахождение не просто во влажной среде, но в растворе, насыщенном щелочами, кислотами. Коррозия, различные разрушительные процессы неактуальны.
- Негорючесть. Материал выдерживает значительные термические нагрузки, вплоть до прямого воздействия открытого пламени. Исключено распространение огня по объекту, что значительно повышает уровень пожарной безопасности.
- Долговечность. Срок службы материала измеряется десятилетиями, при этом он не нуждается в регулярном обслуживании, уходе, обработке защитными составами.
Карнизные блоки комплектуются закладными элементами, позволяющими обеспечить прочную механическую связь с несущими, пролетными конструкциями моста или другого объекта. Также закладные элементы помогают в транспорте, монтаже деталей.
Применение в гражданском строительстве
Карнизные блоки из фиброцемента можно использовать при возведении не только объектов транспортной инфраструктуры и других специализированных объектов, но и жилых зданий. В этом случае оптимальным решением выглядит производство в индивидуальном порядке, позволяющее добиться как необходимых технических, так и эстетических показателей, получить изделие заданной конфигурации, соответствующей архитектуре здания.
Производственная технология позволяет создавать изделия сложных форм, фронтальные поверхности которых имитируют фактуры, текстуры благородных материалов, камня, гипсовой лепнины. Также допустима финишная отделка при помощи штукатурки, краски или другого декоративно-защитного состава.